Пятница, 19.04.2024, 07:41

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Персональный сайт 
Карпенко Алены Александровны
учителя истории МБОУ СОШ №4
г. Николаевска-на-Амуре


ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 141

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

1.      Исследование понятия компетенция

 

В современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятия  «компетенция», что свидетельствует о недостаточной разработанности данных понятий. В психолого-педагогической литературе  понятие  «компетенция»  появилось сравнительно недавно - начала в западной, а в конце 1980-х гг.  - в отечественной.  Но до сих пор в нашей педагогической науке не существует точного определения понятия «компетенция». Пока выдвигаются разные гипотезы.

Обратимся к источникам:

 

«Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года, определяет компетенцию, как «достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [1].

 

Термин  competence  представлен в современном словаре иностранных  слов   в двух семантически различных трактовках.

 Компетенция: 1) добиваться, соответствовать, подходить; 2)  круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.[2]

 

Доктор педагогических наук Г. Селевко: «компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».[3]

 

Доктор педагогических наук Хуторской А.В. – «компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых, чтобы продуктивно действовать».[4]

 

Шишова С.Е. и Кальней В.А.- «компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению».[5]

 

При описании категории  компетенция  будем исходить из следующих положений, 

предложенных рядом исследователей Скрипкиной Ю. В. [6], Зимней И.А. [7]:

1)  компетенция  описывает ту или иную деятельность учащегося,  освоение которой является целью; 

2)  компетенции  –  способность к  проектированию своих  образовательных траекторий  для подготовки к адаптации в жизни;    индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом

3)  компетенции – способность мобилизовать знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности;

4)  компетенция  это то, что порождает умение, действие; 

5)  компетенция это заранее заданное требование к подготовке человека для выполнения конкретной деятельности и в социальной жизни.

 Итак,  компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.


2.    Информационно-коммуникативные компетенции (ИКК) [7].

Информационно-коммуникационная компетенция (ИКК) личности представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, формируемых на основе знаний, умений, навыков, способов деятельности, которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией.

 Применительно к личности школьника ИКК выступает в качестве одной из ключевых инструментальных компетенций, обеспечивающей его способность к поиску, обработке, использованию основной и вспомогательной учебной информации в образовательном процессе, а также способность к различным видам и формам коммуникации в учебной и внеучебной деятельности.

Поэтому в развитие информационно-коммуникативной компетенции учащегося  входит:

•          обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

•          развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;

•          осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.


На основе вышесказанного   можно обозначить следующие  критерии информационно-коммуникативных компетенций:


коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

информационная – владение информационными технологиями;

автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;

социальная – умение жить и работать в коллективе;

нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

 

Итак, решая задачи исследования, дано описание модели формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе, обоснованы критерии и уровни сформированности информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы.


Литература:

  1. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907 – [Электронный ресурс]

/ http://www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html [1

  1. Современный словарь иностранных слов.  М., 2001 [2]
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – Т.1. – М., 2006.[3]
  3.  Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых и предметных компетенций  http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  4. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  5. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm. [6]
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос" – [Электронный ресурс] / http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm [7]

 

 

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz