1.
Исследование понятия компетенция
В современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по
вопросу содержания понятия
«компетенция», что свидетельствует о недостаточной разработанности
данных понятий. В психолого-педагогической литературе понятие
«компетенция» появилось
сравнительно недавно - начала в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной. Но до сих пор в нашей педагогической науке не
существует точного определения понятия «компетенция». Пока выдвигаются разные
гипотезы.
Обратимся к источникам:
«Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке»
1907 года, определяет компетенцию, как «достаточная осведомленность,
необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить
основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [1].
Термин competence представлен в современном словаре
иностранных слов в двух семантически различных трактовках.
Компетенция: 1) добиваться, соответствовать,
подходить; 2) круг вопросов, в которых
кто-либо хорошо осведомлен.[2]
Доктор педагогических наук Г.
Селевко: «компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние
и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».[3]
Доктор педагогических наук Хуторской
А.В. – «компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), необходимых, чтобы продуктивно
действовать».[4]
Шишова С.Е. и Кальней В.А.- «компетенция
– это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях,
которые приобретены благодаря учению».[5]
При описании категории компетенция
будем исходить из следующих положений, предложенных рядом
исследователей Скрипкиной Ю. В. [6], Зимней И.А. [7]:
1) компетенция
описывает ту или иную деятельность учащегося, освоение которой является
целью;
2) компетенции
– способность к проектированию своих образовательных траекторий для подготовки к адаптации в жизни; индивидуальная образовательная траектория
ученика и программа его жизнедеятельности в целом
3) компетенции – способность мобилизовать
знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности;
4) компетенция
это то, что порождает умение, действие;
5) компетенция это заранее заданное требование к
подготовке человека для выполнения конкретной деятельности и в социальной жизни.
Итак, компетенция – совокупность
знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной
продуктивной деятельности.
2. Информационно-коммуникативные компетенции (ИКК) [7].
Информационно-коммуникационная
компетенция (ИКК) личности представляет собой совокупность взаимосвязанных
качеств личности, формируемых на основе знаний, умений, навыков, способов
деятельности, которая является заданной (обязательной, необходимой) для
качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных
информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией.
Применительно к личности школьника ИКК
выступает в качестве одной из ключевых инструментальных компетенций,
обеспечивающей его способность к поиску, обработке, использованию основной и
вспомогательной учебной информации в образовательном процессе, а также
способность к различным видам и формам коммуникации в учебной и внеучебной
деятельности.
Поэтому в развитие
информационно-коммуникативной компетенции учащегося входит:
• обогащение
знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных
технологий;
• развитие
коммуникативных, интеллектуальных способностей;
• осуществление
интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
На основе вышесказанного можно
обозначить следующие критерии
информационно-коммуникативных компетенций:
коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная – владение информационными технологиями;
автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;
социальная – умение жить и работать в коллективе;
нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим,
нравственным законам.
Итак, решая задачи исследования, дано описание модели формирования
информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной
школе, обоснованы критерии и уровни сформированности
информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях
общеобразовательной школы.
Литература:
- Попов
М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском
языке, 1907 – [Электронный ресурс]
/ http://www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html [1
- Современный
словарь иностранных слов. М., 2001
[2]
- Селевко
Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – Т.1. – М., 2006.[3]
- Хуторской А.В.Технология проектирования
ключевых и предметных компетенций http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
- Шишов
С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
- Скрипкина
Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.
[6]
- Зимняя
И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного
образования // Интернет-журнал "Эйдос" – [Электронный ресурс] / http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
[7]
|