| "...Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество Народ! Нести Ему дар мудрости и знания, И доброты своей сердечный свет. Нет на земле ответственней призвания Почетнее и радостнее нет. И.И.Смирнова
У каждого человека детство и юность овеяны романтикой. В детстве у меня была мечта стать археологом, но судьба внесла свои коррективы и вручила важную миссию - учить детей истории, беречь и зажигать познанием детские сердца. Пропуском в историю всегда был "вопросительный знак на компасе истории", но к душам учеников можно подходить только с чувством любви, которая откроет не только их сердца, но и исторические эпохи со всем неисчерпаемым богатством. Археолог бережно откапывает, реставрирует исторические источники и памятники культуры прошлых времен. Он ученый от которого зависит судьба великих открытий. В школе же учитель видит детские глаза, в которых огромный мир желаний и страха неуверенности, любопытства и гордости, доброжелательности и недоверчивости, тайн и откровений. Учитель открывая мир ребенка, ответственен за детские жизни, человеческие судьбы, душевный комфорт учеников. "Не потерять ни одного ученика" - эти слова стали моей педагогической философией. Однажды один мой ученик сказал об этом, но только другими словами: "Учитель должен быть больше чем учитель". Тогда и появилась у меня целевая установка: "Учитель не имеет права на ошибку". Проработав в школе больше двадцати лет я поняла, что ребенок - зеркало современного общества. Он отражает в своем поведении как положительные, так и отрицательные стороны общества. Он как барометр. Не секрет, что воздействие на ребенка отрицательной информации и негативного примера многих взрослых формирует бездуховность, равнодушие. Поэтому актуальными стали для меня слова Ф.И.Тютчева: "Истинным защитником России является история".. Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет нашим детям. Задача учителя - показать ученикам этот опыт, открыть путь в историю и заинтересовать его, побудить искать смысл жизни. Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, так как она не подвержена никаким изменениям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была искренняя любовь педагога к предмету и ученикам. Еще В.О.Ключевский говорил:"Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете". Я нашла три направления нравственного воспитания своих учеников: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и методику преподавания. Приобретая опыт в результате педагогической деятельности поняла, что надо не просто водить указкой по историческим развалинам, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце и желание поделиться своими знаниями и опытом с учениками. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: "Какой час на земле самый главный, какой человек человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное?" Царь не сумел ответить на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым главным. Применительно к моей педагогической философии я могу с уверенностью сказать, что я трижды счастливый человек. Любой урок самый главный, завтра будут другие уроки - это первое счастье; главный человек для меня - мой ученик, важно найти для каждого ребенка именно то слово, в котором он нуждается - это второе счастье; главным делом для считаю обучение учеников - именно сейчас я могу заинтересовать их предметом истории, звать их к добру на исторических примерах, задавать цель и видеть смысл в своем любимом деле - это третье счастье. Иногда задаю себе вопрос: Почему же я стала учителем? Да просто хотелось быть трижды счастливым человеком.
| |