1.
В результате эмпирического и математического методов
исследования представлен анализ
результатов исследовательской работы по формированию
информационно-коммуникационной компетенции учащихся на разных ступенях обучения
в условиях общеобразовательной школы на основе предложенной модели:
Наличие технических средств и
интернета в домашней и школьной среде:
Комментарии: в начальных
классах можно сказать удовлетворительное
обеспечение компьютерами в условиях дома, исключая 23% учащихся, которые не
имеют ПК , но в начальной школе МБОУ СОШ № 4 находится класс, в котором
расположено 10 компьютеров и подключение к Интернету, которые могут
компенсировать недостаток условий для приобретения
информационно-коммуникативных компетенций.
В среднем и старшем звене достаточное обеспечение компьютерами в домашних
условиях, дети имеют даже 73 ПК (31%) в
личном пользовании, также в школе имеются 2 компьютерных класса (22 ПК),
которые предоставляются для работы учащимся после уроков.
Комментарии: в школе достаточное количество учащихся, которые имеют
доступ в Интернет в домашних условиях и в 2 кабинетах информатики
предоставляется время по графику работы в Интернете. Также следует
обратить внимание, что практически все
учащиеся в среднем и страшем звене имеют электронный адрес и пользуются
электронной почтой. Важно отметить, что большенство учащихся выходят в Интернет
под контролем родителей (96%) и лишь небольшой процент 4% - самостоятельно.
Применение компьютера в игровой
деятельности учащихся начальных классов:
Комментарии:
учащиесяначальных классов играют в компьютерные игры и важно отметить, что
довольно большой процент (74%) каждый день и продолжительность игры выше нормы
– 20 минут у 59 % учащихся. Применение компьютера и Интернета в игровой
деятельности учащихся среднего звена:
Комментарии: учащиеся среднего звена играя в
игры нарушают санитарные нормы (30 минут работы на ПК) около 98 % учащихся. Также наблюдается
средний уровени игры в Интернете 59%.
Комментарии:
учащиеся старшего звена, играя в игры
нарушают санитарные нормы (30 минут работы на ПК) около 100% учащихся. Также наблюдается средний
уровени игры в Интернете 64%.
Применение компьютера и Интернета в учебной деятельности:
Комментарии:
учащиеся активно применяют компьютер и Интернет в учебной деятельности и лишь 4
% не используют данные средства для учебной деятельности.
Применение Интернета для взаимодействия в
социальных сетях:
Комментарий:
учащиеся активно и с интересом взаимодействуют в социальных сетях. Исходя, из исследования можно отметить рост интереса и
расширение круга сетевых сервисов, а
также с возрастом приоритеты учащихся заметно меняются, например в 5 классах
популярен Dnevnik.ru, а в 6 классах данный сервис исчезает из внимания учащихся. Взаимодействие ребят более активно в одноклассниках, Вконтакте, Мире. С 9 -го по 11-й класс более популярны музыкальные, видео сервисы и Интернет-магазины и т.д. Прилагаю ссылку на черновые наброски практических исследований http://karpenkoalena.ucoz.ru/load/prilozhenija_k_issledovatelskoj/chernovye_nabroski_issledovatelskoj_raboty/3-1-0-6 2. В
результате анализа
календарно-тематического планирования по предмету информатика важно отметить,
что учебный курс «Информатика» для 7-11 классов
разработан так, что на уроках предполагается формирование и развитие
информационно-коммуникативных компетенций через следующие виды деятельности:
- Знакомство
с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение
технических навыков по работе с различными устройствами.
- Владение
способами работы с информацией:
- поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
- систематизация, анализ, отбор информации, систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, запросы, проектирование баз данных).
- преобразование информации (из графической - в текстовую, аналоговой - в цифровую и т. п.. Критическое отношение к получаемой информации, умение
выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса,
сетевые мистификации, и т.п.).
4. Умение применять информационные и телекоммуникационные
технологии для решения широкого класса учебных задач.
Говоря о коммуникативных компетенциях, можно выделить следующие виды
деятельности этого направления:
1. Ведение диалога «человек» -
«техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с
диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
2. Умение представить себя устно и
письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная
переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила
подачи информации в презентации и т.п.).
3. Владение телекоммуникациями для
организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных
видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).
4. Понимание факта многообразия
языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе –
формальных языков, систем кодирования, языков программирования).
5. Умение работать в группе, искать
и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом,
взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и
т.д.).
6. Толерантность, умение строить
общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе,
телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) .
Итак, общеобразовательная среда на уроках информатики в средней и старшей школы
создает все условия для развития у учащихся информационно-коммуникативную
компетенцию.
- Технические условия и средства.
На сегодняшний день данные условия в нашей школе созданы. Организовано
информационно-образовательное пространство: компьютерный парк ( начальные
классы – 10 компьютеров для детей, 1 кабинет информатики -12 компьютеров, 2
класс информатики-10 компьютеров, все рабочие места учителей предметников и
библиотекаря оснащены персональными компьютерами), программное обеспечение,
локальная сеть с выходом в Интернет (функционирует по всей школе и каждый
компьютер имеет доступ в интернет), школьный сайт.
Педагогам и учащимся обеспечен
свободный доступ к рабочему месту, оборудованному компьютером и выходом в
Интернет. Создан образовательный ресурс: медиатека, её фонд постоянно пополняется.
Итак, созданные условия информационно-образовательной среды, использование
на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать
различные условия учебного процесс и внеклассной работы, к которым ребёнку
необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению
ключевых информационно-коммуникационных компетенций.
|