Пятница, 19.04.2024, 02:14

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Персональный сайт 
Карпенко Алены Александровны
учителя истории МБОУ СОШ №4
г. Николаевска-на-Амуре


ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 141

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Современные ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. Я считаю, что для них умение творить себя и свою жизнь имеет очень большое значение в настоящем и будущем.   Поэтому  в основе ФГОСов  (основные положения) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

   -  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сегодня Федеральный государственный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся, в которых в качестве главного результата  рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции, осознавать свою сопричастность к судьбе Отечества. При этом креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, использовать ценности  науки, труда и творчества для человека и общества,  нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

        Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за своё развитие».

Я считаю, что важнейшими задачами исторического образования являются «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». В контексте гуманизации и гуманитаризации современной системы образования приоритетным является историческое образование. Школа должна способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире. Современное школьное историческое образование должно способствовать формированию качеств гражданина демократического общества: толерантности, инициативности, ответственности и т.д.

Гуманистическая парадигма предполагает, что учитель не должен давать ученикам готовые оценки и идеалы - необходимо умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. За учеником необходимо признать право на собственное мнение, оценку исторических событий и деяний, право отстаивать свою точку зрения.

Содержание образования должно быть нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщённых способов деятельности, социально-значимых компетенций. Историческое образование, в частности, становится личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования деятельностных форм.

В рамках общей стратегии развития российского образования  определены цели изучения истории:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззрения обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- совершенствование умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к реальности, соотносить свои взгляды с исторически сложившимися мировоззренческими системами;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, явлений и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам.

Требования к уровню подготовки обучающихся задаются в деятельностной форме: «знать», «понимать», «уметь», «использовать в практической деятельности и повседневной жизни».

В  результате новых подходов меняется парадигма системы образования, которая  от знаниевой составляющей переходит к компетентностной.

Согласно исследованиям современных ученых (Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой,  И.А. Зимней и др.),  компетентности – это определённые обществом и самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов,  как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. 

В образовательной практике понятие «компетентности" выступает в качестве центрального, своего рода "узлового”, понятия, т.к. компетентность личности:

·        во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;

·        во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата” (так называемый "стандарт на выходе”);

·        в-третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя однородные или близкородственные знания и опыт, которые в последующем соотносятся с широкими сферами культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

Поэтому  я считаю, что историческое образование в основной школе закладывает  основы развития с дующих компетентностей:

·         познавательной компетентности относятся умения (разделять процессы на этапы, звенья, периоды;   устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым и определять структуру объекта познания; различать факты, мнения, доказательства, гипотезы и т.д.)

·        в области информационно-коммуникативной компетентности обучающиеся должны приобрести умения (передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде; - производить информационно-смысловой анализ текста;  использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и т.п.);  составлять план, тезисы конспекта; владеть монологической речью и т.д.)

·        в области социально-мировоззренческой компетенции обучающиеся должны овладеть умениями (формулировать свои взгляды; осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную идентичность; адаптироваться к жизни социума;  понимать значение традиций и устоев).

Я считаю  актуальной идею: основная цель деятельности учителя – не «научить», а способствовать формированию у детей навыков самостоятельного мышления и поиска.

Исходя из выше сказанного, считаю, что тема по самообразованию, над которой я работала и работаю в настоящий момент: «Проектная деятельность на уроках истории и во внеклассной работе, как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся» актуальна и полностью  соответствует целям и задачам современного исторического образования.

Важно отметить, что сегодня педагогу самому необходимо быть в состоянии поиска, саморазвития и самосовершенствования, помнить о том, какое  большое значение  при введении ФГОС имеет наличие системного представления о содержании образования и понимание роли отдельных элементов содержания в обеспечении качества обучения. Учитель сегодня обязан владеть информацией об изменениях в процессе образования, должен занимать активную жизненную позицию, чтобы эти изменения привели к положительному результату.

Итак, ведущими  принципами  моей  педагогической деятельности  являются  принципы деятельности, комфортности и непрерывности.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz