Современные
ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. Я
считаю, что для них умение творить себя и свою жизнь имеет очень большое значение в
настоящем и будущем. Поэтому в основе ФГОСов (основные положения) лежит системно-деятельностный
подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию - проектирование
и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение
образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Сегодня
Федеральный государственный стандарт ориентирован на становление
личностных характеристик обучающихся, в которых в качестве главного
результата рассматривается готовность и
способность молодых людей, заканчивающих школу, любить свой край и свою Родину,
уважать свой народ, его культуру и духовные традиции, осознавать свою
сопричастность к судьбе Отечества. При этом креативно и критически мыслить,
активно и целенаправленно познавать мир, использовать ценности науки, труда и творчества для человека и общества, нести личную ответственность, как за
собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Концепция модернизации российского образования определяет цели
общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за своё
развитие».
Я считаю, что важнейшими
задачами исторического образования являются «формирование у школьников
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». В контексте гуманизации и гуманитаризации
современной системы образования приоритетным является историческое образование.
Школа должна способствовать социализации личности, ее адаптации в
современном мире. Современное школьное историческое образование должно способствовать
формированию качеств гражданина демократического
общества: толерантности, инициативности, ответственности и т.д.
Гуманистическая
парадигма предполагает, что учитель не должен давать
ученикам готовые оценки и идеалы - необходимо умело подводить учащихся к
самостоятельному их постижению. За учеником необходимо признать право на
собственное мнение, оценку исторических событий и деяний, право отстаивать свою
точку зрения.
Содержание
образования должно быть нацелено на создание условий для
самоопределения и самореализации личности, на достижение конкретных результатов
в виде сформированных умений и навыков, обобщённых способов деятельности,
социально-значимых компетенций. Историческое образование, в частности, становится
личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования
деятельностных форм.
В рамках общей
стратегии развития российского образования определены цели изучения истории:
- воспитание гражданственности,
национальной идентичности, развитие мировоззрения обучающихся на основе
осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- освоение систематизированных знаний об
истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли
России во всемирно-историческом процессе;
- совершенствование умений и навыков поиска,
систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- развитие способности понимать
историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять
собственную позицию по отношению к реальности, соотносить свои взгляды с исторически
сложившимися мировоззренческими системами;
- формирование исторического мышления –
способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их
исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий, явлений и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам.
Требования к
уровню подготовки обучающихся задаются в деятельностной форме: «знать»,
«понимать», «уметь», «использовать в практической деятельности и повседневной
жизни».
В результате новых подходов меняется парадигма системы
образования, которая от
знаниевой составляющей переходит к компетентностной.
Согласно
исследованиям современных ученых (Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В.
Кузьминой, А.К. Марковой, И.А. Зимней и
др.), компетентности – это определённые
обществом и самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в
любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональной сферах
жизни.
В
образовательной практике понятие «компетентности"
выступает в качестве центрального, своего рода "узлового”, понятия, т.к.
компетентность личности:
·
во-первых,
объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;
·
во-вторых,
в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания
образования, формируемого "от результата” (так называемый "стандарт на
выходе”);
·
в-третьих,
компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает
в себя однородные или близкородственные знания и опыт, которые в последующем
соотносятся с широкими сферами культуры и деятельности (информационной,
правовой и проч.).
Поэтому я считаю, что историческое образование в
основной школе закладывает основы
развития с дующих компетентностей:
·
познавательной компетентности относятся умения
(разделять процессы на этапы, звенья, периоды;
устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи
между частями и целым и определять структуру объекта познания; различать факты,
мнения, доказательства, гипотезы и т.д.)
·
в
области информационно-коммуникативной компетентности обучающиеся должны
приобрести умения (передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде; -
производить информационно-смысловой анализ текста; использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и т.п.);
составлять план, тезисы конспекта; владеть монологической речью и т.д.)
·
в
области социально-мировоззренческой компетенции обучающиеся должны овладеть
умениями (формулировать свои взгляды; осознанно определять свою национальную,
социальную, конфессиональную идентичность; адаптироваться к жизни социума; понимать значение традиций и устоев).
Я считаю
актуальной идею: основная цель деятельности учителя – не
«научить», а способствовать формированию у детей навыков самостоятельного
мышления и поиска.
Исходя из выше
сказанного,
считаю, что тема по самообразованию, над которой я работала и работаю в
настоящий момент: «Проектная деятельность на уроках истории и во внеклассной
работе, как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся»
актуальна и полностью соответствует
целям и задачам современного исторического образования.
Важно отметить, что сегодня
педагогу самому необходимо быть в состоянии поиска, саморазвития и
самосовершенствования, помнить о том, какое большое значение при введении ФГОС имеет наличие системного
представления о содержании образования и понимание роли отдельных элементов
содержания в обеспечении качества обучения. Учитель сегодня обязан владеть
информацией об изменениях в процессе образования, должен занимать активную
жизненную позицию, чтобы эти изменения привели к положительному результату.
Итак, ведущими принципами
моей педагогической деятельности являются
принципы деятельности, комфортности и непрерывности.
|