На этапе
целеполагания - учитель предлагает ознакомиться с позициями официального плана работы и
сформулировать каждому ученику свою цель урока, отвечая на вопрос: «Чему на
уроке я могу научиться?» В таблице совместного доступа учащиеся составляют
список индивидуальных целей, связанных с реализацией официального плана урока,
определяют объем работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности (возможно уточнение критериев оценивания, расширение зон
самоконтроля, разделение сфер ответственности за ход и результаты
учебно-воспитательного процесса между учителем и учеником; контрольные списки и
критерии помогают ученикам представить, что от них ожидается, и самим управлять
процессом своего обучения).
На этапе
актуализации знаний и умений возможно совместное заполнение карты знаний,
просмотр ссылок на страницы с итогами и выводами прошлых уроков.
При изучении
нового материала и закреплении возможно использование различных вариантов
организации сетевого взаимодействия:
1 вариант - заполнить пропуски в опорном электронном конспекте, при этом, изучая
новый материал и выполняя задания, учащиеся могут находить, анализировать,
обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных форматах
и на разных типах медиаоборудования, свободно общаться, обмениваться, обсуждать
варианты решений в сети, просматривать конспекты друг друга;
2 вариант - несколько тем для
обсуждения на сетевом форуме, предлагая обучающимся найти, выявить, отыскать
неизвестные ранее причины, следствия, определить новый способ решения проблемы,
применить свой опыт для установления новых фактов и явлений, получить новый для
себя результат, сделать самостоятельные выводы, учитель обращается к частично
поисковому или эвристическому методу;
3 вариант - задания по работе с совместными сетевыми
документами (не нужно
ждать своей очереди, чтобы высказать свою точку зрения так как открыты каналы для
взаимодействия как по вертикали «ученик – учитель», так и по горизонтали «ученик-ученик»,
«мини группа-ученик», а также взаимодействие между группами. Ученик может
участвовать в работе нескольких групп, а так как многие социальные сервисы сети
позволяют отслеживать авторство сообщений, учитель и учащиеся могут оценить
вклад каждого в разработке материала).
оценивание - непрерывный процесс в ходе обучения (вовлеченность в оценивание, повышение степени контроля собственного учения, ощущение успешности и раскрытие способностей учащихся).
этап подведения итогов - предлагается каждому определить результаты своей работы, сопоставить их
целями урока и отметить в совместной электронной таблице собственные
успехи и то, что еще предстоит сделать, выбирать вариант
домашнего задания или определить его самому, фиксируя его в своем открытом
электронном конспекте, обсудить с учениками
то, чему они научились у других учеников, высказать свои благодарности
одноклассникам и учителю.
Ресурс:
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
"Возможности сетевого взаимодействия в
развитии современного урока" Вылегжанина И.В. ст.преподаватель кафедры
научно-методического сопровождения инновационных проектов и программ Кировского
ИПК И ПРО
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Трубицына Елена Владимировна Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КИПК и ПРО)