| Каждый учитель
строит себе собственную школу,
подбирая для
себя у всех предшественников то,
что нужно именно
ему.
Амонашвили
Педагогическое
мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды
учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее
развитие и совершенствование личности; формирование её мировоззрения,
способностей, потребностей в социально значимой деятельности.
Современный ученик
предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих
личностно-ориентированных компетенций. Инновационная направленность моей
деятельности, включала в себя освоение и
использование педагогических новшеств, требовала постоянного поиска новых
организационных форм, технологий обучения.
Из опыта моей работы
важно отметить, что технологичность учебного процесса состоит в том,
чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. Планируя учебный
материал по годам обучения (с учетом программы), ставила перед собой одну из
главных задач: научиться применять такие способы организации учебной
деятельности школьников, которые обеспечивают оптимальные условия для развития
ребенка в процессе усвоения знаний.
В своей
профессиональной деятельности я обращаюсь к новым инновационным технологиям, которые направлены на развитие мыслительной, творческой
деятельности обучающихся и
педагога.
Компетенции формируются лишь в опыте собственной
деятельности, поэтому образовательная среда на уроках истории и во внеклассных занятиях выстраивалась
таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих его
становлению, чтобы его познавательная активность мотивировалась на формирование личностно-значимого знания.
Образовательная
технология
|
Обоснование выбора
|
Технология
постановки цели
|
Способ постановки целей, состоит в том, что цели обучения
формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Автор
схемы педагогических целей -
американский учёный Б. Блум. Основное
требование конкретизации целей — максимально
описать то, что ученик может сделать в результате обучения.
(см. приложение - конспекты уроков)
|
Технология
педагогического процесса по
С. Д. Шевченко
|
Предполагает привести к необходимым
результатам. Без домашних заданий
полного усвоения быть не может. Каким должно быть домашнее задание:
не тягостным, а привлекательным,
необычным,
посильным,
обязательно проверенным и оцененным,
свободным для выбора.
При проверке домашнего задания
фронтальное повторение связывает первый этап процесса обучения с
последующими (информационно-проблемные вопросы, использует задания
дискуссионного характера и т.д (см. приложение - конспекты уроков).
|
Личностно-ориентированная
технология обучения
|
Содержание образования, его методы и
средства структурируются таким образом, чтобы позволить обучающемуся проявить
избирательность к предметному материалу, его виду и форме. Образовательный
процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность
реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на
его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.
(см. приложение - конспекты уроков)
|
Технология
обучения как учебного исследования
|
Познакомившись с дидактические разработками различных авторов Д. Г. Левитеса, М.
Кларина, Я. А. Коменского и др ,
процедуры учебного исследования на уроках можно представить следующим образом:
—
знакомство с литературой
—
выявление (видение) проблемы
—
постановка (формулирование) проблемы
—
прояснение неясных вопросов
—
формулирование гипотезы
—
планирование и разработка учебных действий
—
сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств)
—
анализ и синтез собранных данных
—
сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений
—
подготовка и написание (оформление) сообщения
—
выступление с подготовленным сообщением
—
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы
—
проверка гипотез
—
построение сообщений
—
построение выводов, заключений
(см. приложение - конспекты уроков)
|
Информационно-коммуникационные
технологии
|
Интегрированная технология. Применение ИКТ позволяет моделировать решение проблем средствами информационных технологий, создает среду с ярким наглядным
представлением информации, развивает образное мышление, предоставляет возможность
совместить теоретический и демонстрационный материал. В результате
происходит практическое
применение исторических знаний в жизни, развиваются навыки оформления реферативных, проектных работ и
повышается интерес к предмету история.
(см. приложен - конспекты уроков) Информационная
технология стала наиболее важной составляющей процесса использования информационных
ресурсов общества.
• интерактивный (диалоговый) режим
работы;
• интегрированность (взаимосвязь);
• гибкость процесса.
Данные элементы технологии повышают
эффективность образовательного процесса за счет: индивидуализации учебного
процесса и обеспечения заданного «минимального» уровня. Применяю различные
формы использования информационных технологий:
• наглядное пособие (качественно нового
уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
• источник учебной информации,
индивидуальное информационное пространство;
• тренажер, средства
диагностики и контроля.
(см. приложение - конспекты уроков). Применение ЭОР на уроке истории повышает уровень активности
учащихся. Интернет-ресурсы, on line -ресурсы (при
подготовки к ГИА), мультимедиа-ресурсы:
электронные справочники, викторины, словари, учебники, познавательные тематические сайты (ссылки
даны в для учащихся в разделе «Иду на
урок» персонального сайта http://karpenkoalena.ucoz.ru/ ;
лекционные ресурсы, практические
ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы
(ссылки в разделе «Иду на урок» и «Подготовка к экзамену» http://karpenkoalena.ucoz.ru/ .
ЭОР
применяем для работы на занятиях, самостоятельной работы учащихся.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и
для самостоятельной работы дома. (см. приложение
1 - конспекты уроков)
|
Дистанционное обучение («Телешкола»)
|
Коммуникативный метод обучения. Занятия
с учащимися неусвоившими программу, индивидуальное обучение на дому,
ребенка-инвалида Козка Марию.
http://karpenkoalena.ucoz.ru/
раздел «Дистанционное обучение»
|
Коммуникативный метод обучения.
|
В реализации К.М.О. обеспечивается активное взаимодействие ребенка на основе
усвоения знаний через осознанный опыт и понимание. Через усвоение накопленного человечеством знания, ребенок сможет освоить ту или иную практическую
деятельность через собственную,
самостоятельную учебно-познавательную и учебную активность
(см. приложение - конспекты уроков)
|
Технологии развития критического мышления
|
Мозговая атака - как
методический прием мозговая атака используется в технологии критического
мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с
фактологическим материалом.
Групповая дискуссия -
исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Обучающимся
предлагается поделиться друг с другом
знаниями, соображениями, доводами.
Групповая дискуссия может
использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии
Кластеры -
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными
те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную
тему. В итоге данной работы получается структура, которая графически
отображает размышления, определяет информационное поле данной теме.
Сиквейн -
используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает
способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых
словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть
предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах.
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать –
Узнал .)
Один из способов
графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма
удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Взаимоопрос
Один из способов работы в
парах. Используется на стадии «осмысления». Данная форма способствует
развитию коммуникативных навыков.
(см. приложение - конспекты уроков)
|
Тестовая технология
|
Позволяет получить объективные оценки уровня знаний,
умений, навыков и представлений и выявить пробелы в подготовке, а также дает возможность быстрым и надежным способом
проверить уровень и степень подготовки обучающихся и возможность быстрого оценивания результатов обучающихся.
http://karpenkoalena.ucoz.ru/
раздел «Подготовка к экзаменам»
|
Проектно-исследовательская.
|
Разработаны индивидуальные маршруты
изучения тем на уроках истории. Реализация метода проектов на уроках
истории в 5-9 осуществляется при
изучении тем: «Первобытное общество» - проект «Древние люди», «Египет –
страна Нила» - проект «Древний Египет» и т.д. Во внеклассной работе во всех
классах ведется направление по краеведению
сайт-проект «История города
Николаевска-на-Амуре и Николаевского района» http://kraevednikol.ucoz.ru/ (см. ), проект
«Древние люди»
(см. персональный сайт http://karpenkoalena.ucoz.ru – раздел проекты на
уроках http://karpenkoalena.ucoz.ru/index/5_klass/0-64)
|
Игровые технологии
|
Игра является средством всестороннего развития
обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Использование игровых
технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у обучающихся
правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому,
активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность урока и
качество знаний.
(см )
|
Приложение - конспекты уроков: Тема урока: Отмена
крепостного права и её последствия. (2 урока) приложение к уроку смотри по ссылке ПРИЛОЖЕНИЕ Сетевой урок "Древняя Русь" Сетевой урок " Индустриализация в СССР"
Таким образом, для достижения положительных
результатов, я строила обучение на
основе интегрированных педагогических технологий, создавала оптимальные условия для реализации обучающимися
индивидуальных образовательных траекторий, организовывала ход
учебно-воспитательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями
педагогической науки и требованиями государственного образовательного стандарта.
В использовании технологий ориентировалась
на особенности класса и степень сложности изучаемого материала, что позволяло
школьникам комфортно чувствовать себя на уроке, избегать неудач, корректировать
свои знания, выбирать наиболее удобный способ получения знаний. Всё это способствовало вовлечению обучающихся в процесс умственной
деятельности на уроке, активному участию в нем каждого с учетом разного уровня
их подготовки.
| |