Развитие российского общества выдвигает новые требования к личности выпускника
современной средней школы, в первую очередь, с позиции его успешной
социализации, которая в значительной степени зависит от сформированности информационно-коммуникативных
компетенций.
Школьная действительность показывает, что в последние годы появилась
возможность использовать многообразные информационные технологии и ресурсы для формирования информационно-коммуникативных
компетенций школьников.
В условиях внедрения
информационных технологий информационно-коммуникативные компетенции личности
можно рассматривать с точки зрения освоения ею компьютера, программного
обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек,
находить информацию в СМИ, работать с источниками и т.п.
Однако, часто эффективность их развития сдерживается.
Здесь выделяются две прямо противоположные проблемы: неготовность
значительной части учащихся использовать новые информационные технологии или,
наоборот, чрезмерная увлеченность интерактивными средствами в ущерб другим
видам и типам коммуникаций.
Когда человек выходит в Интернет и видит громадные информационные просторы
и ему кажется, что подвластен весь мир, много путей дорог впереди.
Какую из них выбрать?
Чтобы сориентироваться и адаптироваться учащимся в информационном обществе,
только лишь хороших способностей к учебе недостаточно, поэтому особую
значимость приобретает развитие информационно-коммуникативных компетенций личности
в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий.
Теоретическая значимость исследования выражается в
проведении анализа понятия «информационно-коммуникационная
компетенция»; конкретизации ее критериев
относительно учащихся
общеобразовательной школы, структурировано в соответствии с уровнями ее формирования; разработки
теоретической модели формирования
информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе
на основе анализа научно-популярной
литературы, опроса учащихся, анализа
календарно-тематического планирования уроков информатики и технического
оснащения общеобразовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в
разработке комплекса критериев и уровней сформированности
информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях
общеобразовательной школы, а также практических рекомендаций по организации и
содержанию процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции
школьников.
Исследование и полученные
результаты могут служить основой для научно-практических разработок по проблеме
формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы и могут быть использованы в процессе
обучения школьников различным дисциплинам в городских средних образовательных
учреждениях. Материалы исследования могут быть применены на классных часах,
родительских собраниях, педсовете учителей.
Результаты проведенного
исследования представляют практический интерес в системе подготовки учащихся
общеобразовательных школ.
|